Среда, 01.05.2024, 16:25Главная | Регистрация | Вход

Фотоальбомы

Мы в соц сетях

Партнеры

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Хибины - Умба, водный поход, Август 2008г

Отчет

О водном туристическом походе
третьей (усл) категории сложности
по маршруту:
г. Москва – ст. Имандра – пер.Сев.Чорргор- р.Кунийок
–пер.Умбозерский – залив Тульилухт –озеро. Умбозеро – р.Умба –пос. Умба – г.Кандалакша – г. Москва
совершенной группой туристов
Московского Государственного Агроинженерного Университета им.В.П. Горячкина
в период с 30 июля по 16 августа 2008 года.




Маршрутная книжка № 1\4 – 317
Руководитель Петухов Д.М.
109316 г.Москва ул. Стройковская д.2 кв 135
Тел 8(916)3376676; e-mail: msaufoxru@mail.ru

1. СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ.

 

1.1 Паспорт маршрута.


1. Вид туризма: водный
2. Категория сложности: III (усложненная)
3. Средства сплава: 4-местные катамараны – 2 шт;

Акваспорт «Урал П» рама деревянная (береза)
Акваспорт «Буратино» рама деревянная (береза)

4. Район путешествия:

Кольский полуостров, Хибины , Мурманская область.

5. Нитка маршрута:

г.. Москва – ст. Имандра – пер.Сев.Чорргор- р.Кунийок
– пер.Умбозерский – залив Тульилухт –озеро. Умбозеро – р.Умба –
пос. Умба – г.Кандалакша – г. Москва

6. Протяженность маршрута:

пешая часть57 км
водная часть146 км
всего203 км

7. Продолжительность активной части маршрута: 13 дней

8. Количество участников: 8

9. Сроки путешествия: с 31 июля по 16 августа 2008г.

10. Уровень воды: средний



1.2 Выбор маршрута

Идея связать Хибины и реку Умба не нова и напрашивается сама собой, так как пеший маршрут от ст. Имандра до Умбозера и Умбозеро р. Умба органично связаны. Однако, немногие группы проходят пешую часть, большинство забрасывается от г. Апатиты, с автомобильного моста на р. Умба.

При выборе маршрута преследовались следующие цели:

  • Пройти интересный маршрут в ограниченные сроки (2 недели)
  • Получить опыт пешей заброски для дальнейшего использования в более сложных маршрутах
  • Побывать на реках Кольского полуострова
  • Усовершенствовать технику управления судами в порогах
  • Создать сплоченную группу для дальнейшего участия в более сложных походах

1.3 Состав группы.

ФИОГод рожденияМесто работы, должностьМесто проживанияТуристский опытРаспределение по судамОбязанности
Петухов Дмитрий Михайлович1983МГАУ, аспирантг.Москва, ул Стройковская д2, кв 135Тумча(Р), Чирка-Кемь(У) Охта(Р) Уксунйоки(р) «Буратино» капитанРуководитель
Петухов Михаил Евгеньевич1958МГАУ, зав.лабг. Москва, ул Стройковская д2, кв 135Тумча(У), Чирка-Кемь(Р) Охта(У) Уксунйоки(у) «Урал» капитанЗам.руководителя
Поляков Алексей Дмитриевич1982ЗАО «Рамстрой»Калужская обл., г. Людиново, ул. Котовского, д. 97МСТА(У) Уксунйоки(у) «Буратино»Летописец, хронометрист.
Атрас Николай Анатольевич1983МГИУ, зав складом.Г. Москва ул Марш. Федоренко Д.4, кор2 кв 382Мста(у), Охта(у), Чирка - Кемь(У) Тумча(У) Уксунйоки(у)«Урал»Зав.хоз
Евдокименко Станислав Сергеевич1988МГАУ, студентКалужская обл., г.Медынь ул К. Либкнехта дом 125Мста(у), Тумча(У) Уксунйоки(у)«Буратино»Реммастер
Назарова Марина Вячеславовна1988МГАУ, студентКалужская обл., г. Сосенский, ул. Космонавтов, д.11,кв.27Мста(у), Тумча(У) Уксунйоки(у)«Урал»Медик
Ермилов Максим Николаевич1987МГАУ, студентп.Шаховская, ул 1 –ая Советская, дом 46кв 2 Мста(у), Охта(у), Чирка –Кемь(у), Тумча(У) Уксунйоки(у)«Урал»Казначей
Бугаев Александр Михайлович1984МГАУ, аспирантКалужская обл., г. Людиново, ул. Попова, д.35, кв.58Мста(у), Тумча(У) «Буратино»Снаряженец

2. Сведения о районе путешествия.

2.1 Краткое географическое описание.

Хибинские тундры - компактный горный массив ( 45*45 км ), образованный старыми разрушенными горами с абсолютными высотами до 1100-1200 м. Долинами рек Кунийок и Вудъяврйок, сообщающимися через перевал Кукисвум, массив делится на восточную и западную части. Восточная часть по своей форме напоминает подкову, открытую к востоку. В ее южной части расположены знаменитые апатито-нефелиновые месторождения Расвумчорр, Юкспор, Коашва. Западная часть Хибин также имеет дугообразную форму, в ее центральной части находятся наиболее высокие плато Юдычвумчорр и Часначорр. Как и всякий горно-таежный район, Хибины характеризуются препятствиями, обычными для горных путешествий (разнокалиберные осыпи, разрушенные скалы, снег, фирн), а также чисто пешеходными (таежный лес и подлесок, болота, переправы). Перевалы Хибин можно разделить на два типа. Первый - тектонические трещины и разломы, с зачастую высокими отвесными стенами. Перевалы второго типа имеют широкие седловины, пологие очертания склонов, они образовались благодаря работе ледников. Снежный покров непостоянен - если в июле до четверти маршрута может проходить по снегу, то ко второй половине августа он, как правило, сохраняется только в самых труднодоступных для солнца местах. В конце августа местами встречается открытый лед. Массив с запада и востока ограничен соответственно озером Имандра и Умбозером. Все реки и ручьи Хибин принадлежат бассейнам этих озер. Питание рек грунтовое, отчасти снеговое. Суточный расход воды примерно постоянен. Практически везде вода пригодна для питья в сыром виде. Большие температурные различия Баренцева моря и материка обусловливают значительную изменчивость температуры при смене ветра. Средняя температура самого теплого месяца (июль) колеблется от 10 до 14 С. Первые заморозки в воздухе возможны уже в августе, последние - в конце мая. Ветер в основном носит муссонный характер. В летний период преобладают восточные и юго-восточные ветры. Годовое количество осадков довольно велико - оно достигает 1000 мм. Группам, путешествующим по Хибинам, нужно быть готовым к резкой смене погодных условий - от жары до шквального ветра со снегом. При разработке графика движения необходимо учитывать специфику "полярного дня". В июне и июле световое время длится круглосуточно, к середине августа в ночное время ночи становятся серыми, затем постепенно появляется несколько темных часов, и к концу августа день становится практически таким же, как и в средней полосе (график соотношений День-Ночь по месяцам).
Для растительности Хибин характерна вертикальная поясность. Ниже 350-400м располагается зона леса (карельская тайга), до 700 м - зона березового криволесья и кустарниково-лишайниковой растительности. Выше расположена зона арктической пустыни, имеющая бедный состав мохово-лишайниковых растений.

2.2 Гидрология Мурманской области

Кольский полуостров находится в северо-восточной оконечности Балтийского кристаллического щита, сложенного в основном древнейшими изверженными породами - гранитами, гнейсами. Рельеф полуострова обусловлен многочисленными разломами и трещинами кристаллического щита, а также носит следы воздействия ледников. Крупные реки полуострова, образовавшиеся еще до оледенения, текут в U-образных долинах, разработанных ледником, а мелкие, появившиеся после оледенения,- в узких каньонообразных долинах.
Основным источником питания рек Кольского полуострова служат талые снеговые воды, составляющие до 60% годового стока. Весеннее половодье длится 2-2.5 месяца (май-июнь), после чего реки сильно мелеют. Уровень воды в них зависит от летних дождей.
Река Умба – одна из крупнейших рек Кольского полуострова, вытекает из самого большого и глубокого озера полуострова - Умбозера,. Длина реки 123 км, площадь бассейна 6250 км2. средний расход воды 78,2 м3/сек. Река проходит капустные озера, из Канозера вытекает двумя протоками: Кицей и Родвиньгой. Позже от Родвиньги отделяется еще одна протока – Низьма. Кица и Родвиньга впадают в Пончозеро и вытекают оттуда одной протокой – Родвиньгой, которая вскоре сливается с Низьмой. После озера Медвежье плесо и цепочки морских порогов Умба впадает в Кандалакшский залив Белого моря. Река не сильно глубокая, чистая – хорошо видно дно – и быстрая: течение чувствуется даже на небольших озерах.

3. Вариант подъезда и отъезда.

Подъезды к Хибинам достаточно удобны. Вдоль западного края Хибин проходит железная дорога Санкт-Петербург - Мурманск. У подножия гор расположены ее станции Хибины, Нефелиновые Пески, Имандра.
Крупная станция Апатиты связана железнодорожной веткой и автобусным сообщением с г.Кировском, курсируют электропоезда Апатиты-Оленегорск и Апатиты-Кандалакша. Кроме того, автобусом можно добраться в пос. Кукисвумчорр (25-км) и Коашва (45-км).

Аварийные выходы с маршрута.

  • База КСС
  • база отдыха устье реки Тымшаеуайв
  • база отдыха исток реки Умба
  • рыболовная база пор. Карельский;

4. График движения и техническое описание маршрута.

День Дата Участок пути Протяженность, км Ходовое время,ч. Координаты по Особенности метеоусловий
1/2 31.07/02.08 г.Москва – г.Кандалакша – c. Имандра – р. Гольцовка, г. Манепахк поезд – 1750, пешком-10 км. время движения - 3ч. 11 м. общее-6 ч N 670 48.948, Е 0330 24.752 пасмурно,Противно,дождь +8..+10 oC Ночь +4..+6 oС
3 03.08 р. Гольцовка, г. Манепахк- пер. Сев. Чорргор – р.Кунийок , база КСС пешком – 15 км. время движения - 4ч.50мин. Общее- 10.ч 50 м пер. Сев. Чорргор - N 670 48.268, Е 0330 31.358 Стоянка- N 670 48.047, Е 0330 35.182 Переменная облачность, на перевале 0 + 1 oС,Т. Стоянки +7..+8 oC дождь
4 04.08 р.Кунийок, база КСС - пер. Умбозерский - р. Каскаснюнйок пешком - 14.6км время движения - 4ч 33 мин. Общее - 8ч 54 мин. Стоянка - N 670 46.601, Е 0330 48.391, высота 360 м. Переменная облачность, +12..+15 oС Ночь +6..+7 oС
5 05.08 р. Каскаснюнйок – о. Умбозеро пешком - 21.3 км. время движения - 6 ч. 6 мин. Общее - 10 часов Стоянка - N 670 44.601, Е 0340 12.286, высота 162 м. Переменная облачность, +10..+12 oС, Ночь +6..+7 oС
6 06.08 о. Умбозеро дневка.стапель - - Переменная облачность, +9..+12 oС, Ночь +6..+7 oС, штиль
7 07.08 о. Умбозеро - р. Умба, пор. Озерный Сплав - 33км. Время движения - 7 ч 42 мин. Общее - 9 час Стоянка - N 670 30.529, Е 0340 14.790 Переменная облачность, +10..+12 oС,Ветер северный, Крат. дожди, Ночь +6..+7 oС
8 08.08 р. Умба - пор.Озерный - пор. Разбойник сплав – 31 км. Время движения - 5 ч 30 мин. общее - 7 час 30 мин Стоянка N 670 18.543, Е 0340 05.308 Переменная облачность, +10..+12 oС,Ветер северный,Крат. дожди,Ночь +6..+7 oС
9 09.08 пор. Разбойник - пор. Каназерский сплав - 23 км. Время движения - 3 ч 25 мин. общее - 4час Стоянка - N 670 06.925, Е 0340 05.827 Переменная облачность, +10..+12 oС, Ветер северный, сильный дождь, Ночь +6..+7 oС
10 10 08 пор. Каназерский дневка - - Переменная облачность, +10..+12 oС, Ветер северный, дожди, Ночь +6..+7 oС
11 11.08 пор. Канозерский - о. Канозеро - пор. Канозерский - р. Родвинга сплав - 26 км Время движения - 5ч 40 мин. общее - 6 час 40 мин. Стоянка - N 660 54.680, Е 0340 13.499 Переменная облачность, +10..+12 oС, Без осадков, Ночь +6..+7 oС
12 12.08 пор. Канозерский - р. Родвинга дневка - - Переменная облачность, +10..+12 oС, Кратковременные дожди, Ночь +6..+7 oС
1313.08пор. Канозерский - р. Родвинга - о.Медвежье Плесосплав - 27.3 км.Время движения - 4ч 40 мин. общее - 5час 30 минстоянка - N 660 45.341, Е 0340 13.300Переменная облачность, дождь, днем +12.+15 oС, Ночь +6..+7 oС
1414.08о.Медвежье Плесо - Пос. Медвежка авт. мост - г . КандалакшаСплав - 4.3 км, Авто. 108 км.Сплав - 1 час, авто - 2 часаСтоянка, разборка судов - N 660 43.699, Е 0340 17.705Переменная облачность, +12..+15 oС, ясно
14-1614.08-16.08г. Кандалакша – г. МоскваПоезд №016 - 1650 км.32 час--

Лоция р. Умба от оз. Умбозера до оз.Медвеже Плесо.

       
№№НазваниеКСОт начала, км.Берег разведки/обноса вещей и страховкиориентирОписание и прохождение
-о. Умбозеро р. Умба исток-от стапеля до устья реки 33--Вдоль береговой линии
1Пор.Островной11-Длина – 100 м
2Шивера-автодорога Кировск - пос.ОктябрьскийДлина – 50 м
3"Падун"38Обнос и просмотр с правого берегаВыход из озера. Слышно далеко1-я ступень: река делится скалой на две части. Левая – узкая (около 5 м), здесь слив 1 м с пенным котлом за ним. Через 10-12 м протоки объединяются. Правая – широкая, здесь водоскат длиной 8-10 м и перепадом около 1,5 м. Водоскат образуется сложной поперечной грядой, на которой косые валы и рваные бочки, расположенные поперек всей протоки. В гряде есть разрывы, на которых находятся сравнительно гладкие языки возможно два варианта прохождения – ближе к острову, и под правым коренным берегом. Общая ширина русла здесь около 50 м.
2-я ступень: после слива примерно 50 м участок с быстрым течением и валами. Потом на плавном левом повороте русло сужается до 15 м (каньонный участок), скорость течения 5-6 м/с, высота валов достигает 1 м. Затем 100 м быстрой струи, здесь есть несколько гряд, идущих от берегов до середины реки и образующих бочки. Всего 3 гряды, 1-я и 3-я – слева, 2-я справа.
3-я ступень: После 3-й гряды у правого берега скалистый остров отделяет часть струи, изгибающейся крутой подковой. Воды в правой протоке мало (прохождение возможно при высоком уровне воды). В левой, широкой протоке есть несколько косых сливов с плит (не более 1 м). Далее короткая простая шивера
4о. Верхнее Капусное 12 --Мелкое озеро.
5Пр."Верхний Капустный"2-ПБ необязательноПосле озера.Левая протока из Верхнего Капустного озера в Среднее и представляет собой этот порог. Общая длина - 300-400м. Начинается узкой (метров 20) струей с несколькими высокими валами. Далее протока расширяется, река становится мельче, а валы ниже. Кое-где торчат камни.
6.7о. Среднее Капусное, о. Нижнее Капусное 5,5-мостОбнос по левому берегу или правому при малой воде
8Шивера17-Выход из озера 500 м-
9пр."Разбойник"28,3ЛБ1500 км от озера Хорошо слышно.Первые 500м - мелководная шивера с локальными бочечками, сливчиками и многочисленными камнями. Русло здесь широкое, уклон невелик. Под левым берегом есть чистый и вполне глубокий проход вдоль всего отрезка.
Далее река двумя небольшими островами делится на три протоки много воды лишь в центральной. Длина протоки - 150м, вода гладкая.
В месте слияния всех проток уклон возрастает. Здесь река усыпана заметных размеров пенными бочками и валами. Первые 100м проще идти слева, затем почти все равно. Длина отрезка 400-500м. Длина – 800 м
10О. первая Дедкова Ламбина2мостПоход в середине
11Пр."Семиверстный"1-21Остров с плакатом видно издалекаНачинается двумя протоками, правая совсем мелкая. Во 2-й и 6-й ступени – заметные на фоне остальных шивер, есть локальные небольшие сливы (до 0,8 м) с не держащими бочками. Во второй ступени на повороте прижим к правому берегу, от которого, впрочем, легко уйти. Остальные ступени – 1 к. с.
12Плес. Жемчужным-----
13Пер. Карежка-113После плесаКамни в русле
14Пер. Карежка-21----
15Пор. Карельский21Просмотр необязательныйЧерез 300-400 м. После перекатовДлина порога около 1 км. Просмотр необязателен. Порог шиверистого типа, местами каменные отмели, но линия движения просматривается с воды. Кое-где есть слабые сливы (до 0,5 м), много надводных камней. Ширина реки здесь около 50 м. Проходили по основной, наиболее гладкой и свободной от камней струе, видимой с наплыва
16пор. Канозерский31.5ЛБ1000 -1500 м после препятствия 15В начале порога – заметный уклон, вода здесь переливается через гряды валунов и плиты, образуя сливы (до 0,7 м), бочки и валы (до 1 м). При низком уровне воды чистые проходы становятся узкими, к тому же их мало. При прохождении порога требуется постоянно маневрировать. Заканчивается первая часть порога сливом высотой 1 м с пенным котлом за ним. Прохождение возможно ближе к левому берегу, справа – мелко. При более высоком уровне воды прохождение порога справа, вероятно, возможно без просмотра. Вторая часть порога – мелководье с острыми камнями
17О. Канозеро----Остров с наскальными рисунками
18р.Родвиньга пор. Канозерский-На выходе озераПроход по середине
19р. Низьма-15,6--Несколько не категорийных шивер
20Пор. Кривец,2-ЛБ, ПБ-В начале порога у правого берега стоит ряжевая стенка, левый берег заметно выше. В порожке есть невысокие валы, мелкосидящие камни, два достаточно крутых поворота с прижимами
21Пор. Падун-на-Низьме2-3-ЛБ40- 50 мин. После пор. КривецДлина порога 600-700 метров. Начинается порог с разгонной струи, метров 50, потом следует слив 1 м. Слив представляет собой рваный язык, за сливом – бочка. Слева от слива – скальный левый берег, справа завал, судя по всему, на отмели. Ширина прохода – 2,5-3 м. Сразу за сливом идет быстрая струя, валы до 0,7 м. Метров через 50 (после соединения проток) скорость струи снижается, русло расширяется. Выходная часть – достаточно длинная шивера.
22Пор.Малый Кривец1-1 км после пр.21абсолютно прямом участке реки: русло сужается, струя быстрая, есть несколько валов
23Р. Умба стационарная рыболовная сеть---1 км после пр. 22Проход по ПБ

4.2 Техническое описание

  • ПБ – правый берег
  • ЛБ – левый берег
  • Катамаран (Б) – Акваспорт «Буратино» 4 местный, рама деревянная, береза.
  • Катамаран (У) – Акваспорт «Урал», 4 местный, рама деревянная, береза.

31.07.2008 г.

Отправление с Ленинградского вокзала на поезде № 382 в 20 ч. 45 мин.

01.08.2008 г.

Дорога. Поезд №382

02.08.2008 г.

Прибытие на ст. Имандра. Начали движение от станции в 07.45, путь проходил по дороге вдоль правого берега реки Гольцовки. Невысокий темп был вызван несколькими факторами: большой массой рюкзаков, плохой погодой, постоянно моросящий дождь, периодически переходящий в сильный. На стоянку встали в 14.30, расположенную на правом берегу р.Манепахк (N 670 48.948, Е 0330 24.752). После обеда погода улучшилась и решено было сделать радиальный выход (г. Манепахк, траверс склона выход на пункт геодезии ~850м.)

  • Пройдено 10 км.; радиальный выход 5 км.
  • Время движения - 3 часа 11 минут;
  • Средняя скорость – 2, 7 км./ч.
  • Погода нестабильна, переменная облачность дождь.
  • Температура днем +10 oС

03.08.2008 г.

Выходим в 10.00. Пересекаем в брод несколько ручьев. Тропа идет по правому, затем по левому берегу р. Гольцовки. После впадения Меридионального ручья долина резко сужается, по берегам растет густой лес. За выходом из зоны леса при слиянии с левым притоком красивое озеро, на притоке – водопад. C реки перевал не виден, он закрыт боковыми отрогами. В верховьях уходят вправо узкие долины левых притоков Гольцовки. Далее идем по тропе по правому, потом по левому берегу в цирк перевала. Подъем на перевал по крупной осыпи и снегу, глубина в некоторых местах по колено, и по закрытому снегом дну перевальной трещины. Тур на возвышении около спуска. Подъем в лоб технически не сложен, но требует хорошей физической подготовки. Спуск с перевала по снежнику крутизной 30–45°, за которой следуют осыпи крутизной 30–40°. Спусковой кулуар за первым крутым участком постепенно становится положе, затем опять круто обрывается, расширяется и на почти горизонтальной террасе, сходится с соседним северным кулуаром. Напротив него можно спуститься по узкому каньону к озерам в долине. При спуске в качестве альпенштоков были использованы весла. Подъем и спуск требовали повышенного внимания т.к. камни периодически уходили из-под ног. Стоянка была организована в долине р. Кунийок не далеко от базы КСС. После прохода перевал «закрылся» плотной облачностью не давая возможности качественно сфотографировать пройденный маршрут.

  • Вышли в 10.00.
  • Время движения 4 ч. 50 м.
  • Пройдено расстояние 14 км
  • Температура на перевале 0..+1 oС.
  • Температура на стоянке +7..+8 oС.
  • Погода нестабильна, мокрый снег, солнце, туман.
  • Высота 1020 метров.

04.08.2008 г.

Перешли на правый берег реки Кунийок. Зарегистрировались в КСС. От базы до перевала идет хорошо накатанная грунтовая дорога. Подход к перевалу осуществляли по долине реки Партомйок, по дороге, которая идет почти до самого перевала. Дорога постоянно петляет и пересекает реку несколько раз. Озеро перед перевалом лучше обходить слева. Перевал низкий и широкий, но стены его крутые. Тропа идет по правой стороне. На стоянку встали в районе 19.00, как только началась «зеленка».

  • Вышли в 11.30.
  • На базе КСС были в 12.30.
  • В 17.00 были на перевале Умбоозерский.
  • Пройдено расстояние 14,6 км.
  • Средняя скорость – 3,2 км./ч
  • Время движения 4 часа 33 минуты.
  • Погода нестабильна, переменная облачность дождь.
  • Стоянка N 670 46.601, Е 0330 48.391, высота 360 м.

05.08.2008 г.

Выходим в 11.00 по старой заброшенной дороге до Умбозера. Дорога проходит по заболоченным участкам и руслам ручьев, глубина брода местами достигала 50-60 см. На подходе к озеру дорога становится более накатанной. Непосредственно перед озером строится база отдыха. С базы можно уехать, по договоренности с администрацией. Пересекаем р. Тульйок и р. Тымшаеуайв в брод. Выходим на берег озера. Стоянка: много сухого леса, пригодного для разведения костра, удобный подход к озеру, а так же имеются деревья, пригодные для строительства катамаранов.

  • Вышли в 11.00.
  • Пройдено расстояние – 21,3 км.
  • Средняя скорость – 3, 15 км./ч.
  • Время движения 6 часов 6 минут
  • Время стоянок 3 часа 54 минуты.
  • Встали на стоянку в 21.15 (N 670 44.601, Е 0340 12.286), высота 162 м.
  • Форсирование реки N 670 45.230, Е 0340 08.591.
  • Погода утром переменная, облачная, без дождя, вечером ясно.
  • Температура:
    • днем +10..+12 oС
    • вечером +8 oС

06.08.2008 г.

Дневка.
Сбор катов.

07.08.2008 г.

Вышли на маршрут в 11.00 Площадь зеркала о. Умбозеро составляет 422 м2 , наибольшая глубина 115 м, средняя 15 м. Погода на озере меняется в течении 15 минут с ясной на шторм. Группа двигалась вдоль береговой линии не далее 50 метров. До входа в устье реки ветер был попутный. При выходе с озера через реку натянут трос, проход ближе к ПБ. Через 3 км. Порог Островной длина 150-200 метров представляет собой три протоки:

  • Левая очень мелкая и для крупных судов не проходима.
  • Средняя S –образная, сливается с правой протокой.
  • Правая протока хорошо просматриваемый слив.

Наиболее интересный проход по средней протоке

Проход - по средней протоке тандемом.
  • Вышли в 11.00.
  • Прошли 33 км.
  • Средняя скорость 4,3 км./ч.
  • Время движения 7 часов 42 минуты.
  • Время остановки 1 час 10 минут.
  • Встали на стоянку в 20.30 (N 670 30.529, Е 0340 14.790).
  • Погода:
    • на озере погода менялась через каждые 15 минут. Дождь, солнце, ветер северный.
    • Вечером ясно, температура +15 oС.

08.08.2008 г.

Вышли в 11.00. Через 500 метром 1 препятствие автомобильный мост, под мостом быстроток с валами и кусками арматуры. Прохождение между центральными опорами по струе.
До пор. «Падун» 8 км.
Порог «Падун» длина 800 м состоит из 3 – ступеней.
На входе в порог ближе к левому берегу расположен островок с несколькими деревьями. Слева от него широкая мощная бочка. Протока неглубокая и в 4м от слива под водой виден огромный валун. Справа от острова широкий длинный водоскат, заканчивающийся бочкой. В середине он разорван каменной грядой. Это первая ступень порога. Достаточно чистый проход есть у правого берега, но ему предшествует мель. Сойти с основной струи, бьющей в середину и уйти под правый берег после мели, достаточно сложно. Слева, возле острова, тоже достаточно чистый проход, заканчивающийся слегка косой бочкой. Однако, струя сильно прижимает к острову. Далее следует участок быстротока, за ним река сужается и на небольшом левом повороте образует цепочку высоких валов чуть ближе к правому берегу. Это вторая ступень порога. За ней еще участок быстротоки, переходящей в третью ступень, образованную 3 бочками проходящими через всю реку. 2 первых созданы плитами, выступающими с левого берега, а третья – плитой с правого берега (а точнее острова, но правая протока крайне мелководная). 2 первых бочки, идущие одна за другой, показались нам мелкими, то есть в них можно было задеть камни. Их свободно можно обойти у правого берега. Третью, самую мощную и серьезную, перегораживающую 2/3 реки, обойти нельзя из-за сильного течения. Далее за порогом широкая мелководная шивера.

Прохождение в 2 этапа: Сначала 1 ступень, потом оставшиеся 2.
Прохождение 1 ступени просмотр по ЛБ. Страховка в 2 местах сразу после бочки и через 15 м.
Первым проходит экипаж «4А». Чалка в улове. Страховка с берега. Экипаж «4У»-аналогично.
Прохождение оставшихся 2-х ступеней с взаимной страховкой. Порядок «4А» -«4У»
Все стоянки на пороге по ЛБ. В начале небольшая площадка на 2 палатки, в конце большая поляна.

На о. Верхнем Капустном был не отмеченный на карте мост(N 670 21.821, Е 0340 05.624). Данный мост не проходим, обнос по левому берегу. Основное препятствие мелководные озера.
Порог « Верхний Капустный» Представляет собой шиверы в двух протоках. Длина около 300м. Прохождение по правой протоке тандемом.
Мост через пролив, соединяющий Среднее и Нижнее Капустное озера. На судах типа «байдарка» в малую воду можно пройти под мостом ближе к ЛБ. На катамаране мост не проходим обнос по ЛБ.
Порог «Разбойник» Длина около 500 метров, четыре плиты и множество обливных камней. С середины порога река разбивается на притоки центральная самая полноводная. Л и П. мелкие (непроходимые).

Осмотр с ПБ. Прохождение со взаимной страховкой. Вход в порог ближе к ПБ по струе. Прохождение первых 2-х плит по прямым сливам. Далее траверс к ЛБ для чистого захода в центральную протоку.
В начале порога по ПБ стоянка «закрытая» с воды не видно.
  • Уровень воды упал на 10-15 см.
  • Вышли в 11.00.
  • Пройдено 31 км.
  • Средняя скорость 5,5 км./ч.
  • Время движения 5 часов 30 минут.
  • Погода:
    • переменная облачность, с кратковременными дождями.
  • Встали на стоянку в 18.30. (N 670 18.543, Е 0340 05.308).

09.08.2008 г.

Вышли в 11.30. Мост возле д.Дедкова - Ламбина. Ближе к ПБ разобран 1 пролет ширина около 4 метров.(N 670 16.566, Е 0340 03.406)

Проход ближе к правому берегу.

Порог «Семиверстовый».
На выходе из о.Дедкова –Ламбина расположен остров на котором висит табличка о начале лицензированного участка ловли рыбы. Это и есть начало порога.
Порог представляет собой 7 км, шивер и перекатов с небольшими плесами.
Наибольший интерес представляет 2-я по счету шивера. С 3-мя мощными бочкам по ПБ.

Прохождение всего участка тандемом. «4А» - «4У», Дистанция между судами около 50 метров.

Ориентир окончания порога – высокий песчаный Л берег, начало «Жемчужного плеса». Много хороших стоянок по ЛБ.

Порог «Карельский».
Длина 1 км. Ориентир рыболовная база на ЛБ. Мощная шивера с большим количеством обливных камней. Порог начинается с довольно мощного течения, которое постепенно уменьшается к окончанию, река разливается.

Прохождение походным порядком по струе со взаимной страховкой.

Порог «Канозерский».
Ориентир – крутой правый поворот, за которым видно начало порога. Осмотр по ЛБ. Длина около 1 км. В начале по середине реки выступают плиты. По ЛБ очень мелко. Много острых камней.
По ПБ чистый слив. После которого длинная шивера. Далее река разливается, образуя дельту из множества проток и островов. Перед порогом Корельский по левому берегу находится охотрыб база, из техники на ней имеются: вездеходы, моторные лодки, вертолет.
Стоянка в 15.30 (N 670 06.925, Е 0340 05.827) у порога Канозерского.
Участвовали в спас-работах, группы из 2 байдарок, киль обеих произошел в начале порога. Группа эвакуирована на охотрыб базу.

  • Резкое изменении погоды, северный шквальный ветер, ливень.
  • Уровень воды упал на 10 см.
  • Температура +11 oС. Пасмурно.
  • Вышли в 11.30.
  • Пройдено 23 км.
  • Максимальная скорость 17,3 км./ч. (на пороге Семиверстовый).
  • Время движения 3 ч. 25 мин.
  • Средняя скорость 7 км./ч.

10.08.2008 г.

Дневка.
Тренировка на пороге Канозерском.

11.08.2008 г.

Вышли в 11.00. Озеро Канозеро проходили по левому берегу. На острове в начале озера находится исторический памятник - древние наскальные рисунки 2-4века. На осмотр данной достопримечательности ушло 60 мин.
При выходе из озера порог Канозерский на Родвинге не категорийный.

Порог «Кривец», длина 500 м.
S – образная шивера с большим количеством обливных камней. Движение было организовано по струе с начала по ЛБ потом траверс к ПБ. В конце прохождение по сливу ближе к ЛБ. Походным порядком.

  • Пройдено 26 км.
  • Средняя скорость 4,6 км./ч.
  • Время движения 5 часов 40 минут.
  • Время остановки 1 час.
  • Встали на стоянку в 17.40 (N 660 54.680, Е 0340 13.499).
  • Погода переменная, облачность, без осадков.
  • Уровень воды упал на 5 см. о.Канозеро.

12.08.2008 г.

Дневка.

  • Погода переменная, утром осадки, вечером ясно.
  • Температура +11 oС.

13.08.2008 г.

Вышли в 10.30.

Порог «Кривец», длина 500 м.
S – образная шивера с большим количеством обливных камней. Движение было организовано по струе с начала по ЛБ потом траверс к ПБ. В конце прохождение по сливу ближе к ЛБ. Походным порядком.

Порог «Падун на Низме»
Ориентиром порога можно считать видимую далеко впереди на прямом участке реки груду бревен. Это остатки ряжевой стенки. Слева от бревен расположен сам слив, а справа журчит небольшой ручеек. Перед порогом справа по берегу следует небольшой глубокий улов, за ним участок высокого берега с песчаным обрывом. На нем очень хорошая стоянка. Затем большой, но мелководный залив справа.
За Падуном следует еще пара мелких перекатов и начинается плес. В 10 минутах от Падуна слева впадает р.Родвьньга и на ней виден порог. После слияния, хорошая стоянка на правом берегу.
В 5 минутах от слияния рек, расположена простенькая шивера - Малый Кривец. Смысл названия загадочен – река абсолютно прямая. Далее 20 минут плеса, потом река сужается и начинается 5 минутный участок быстротоки, заканчивающийся разливом. Здесь река поворачивает направо под 90 градусов. На левом берегу деревня Погост (жилая). На правом берегу расположена рыболовная база. После деревни начинается озеро Медвежье Плесо.

  • Встали на стоянку в 16.00 (N 660 45.341, Е 0340 13.300).
  • Координаты рыболовной базы (N 660 46.623, Е 0340 20.776),
  • Возле базы, стоянка запрещена.
  • Вышли в 10.30.
  • Пройдено 27,3 км.
  • Средняя скорость 5,8 км./ч.
  • Время движения 4 часов 40 минут.
  • Время остановки 46 минут.

14.08.2008 г.

  • Вышли в 10.30. Озеро Медвежье Плесо до д. Медвежка.
  • Пройдено 4,29 км.
  • Максимальная скорость 6,4 км./ч.
  • Средняя скорость 4,3 км./ч.
  • Время движения 1 час.
  • Встали на стапель в 11.30 (N 660 43.699, Е 0340 17.705).
  • Выехали на машине (буханка) в 18.15.
  • Время в дороге на машине1 час 40 минут
  • Пройдено расстояние 108 км

5. Сведения о материальном оснащении группы

5.1. Специальное, личное и групповое снаряжение

Катамаран четырехместный , 1500 л2 шт.
Весла канойные8+4 шт.
Спас. жилеты8 шт.
Каски8 шт.
Гидрокостюмы8 шт.
Насосы2 шт.
Общественные тенты самодельные1 шт.
Палатка 3 местные2 шт.
Палатки 2 местные1 шт.
Пила1 шт.
Топор финский "Fiskars"2 шт.
Костровой набор1 компл.
Каны1 компл.
Карабины8 шт.
Основная веревка40 м.
“Морковка”3 шт.
Гермомешки24 шт.
Радиостанции «Midland 500»3 шт.
Gps Garmin 60 Cx1 шт.
Рем. набор1 шт.
Медицинская аптека1 шт.

6. Итоги похода, выводы, рекомендации.

Маршрут был пройден полностью. Уровень воды выше среднего. Температура для данного времени года оказалась на 5-8 oC ниже нормы.

  1. Маршрут интересен своей необычностью. Интересная пешая часть позволяет получить разносторонний опыт. Данный маршрут удобен для полноценного похода с начала июня по август: простая, дешёвая заброска/выброска; оптимальная продолжительность на 8-10 ходовых дней; глухие, нетронутые места; полное отсутствие населения; хорошая рыбалка; грибы; пороги до 2-3к.с.
  2. Необходима грамотная подборка личной экипировки соответственно погодным условиям.
  3. Температура воды в реке +4..+6 oC, обязателен гидрокостюм.
  4. Острые базальтовые плиты на порогах опасны.
  5. Со стоянками проблем нет: в пределах 1 ходового часа всегда можно найти пригодное место для стоянки.
  6. В нижней части реки торфяные пласты из старых болот часто подступают к самому берегу , поэтому при разведении костров необходимо тщательно выбирать место.

Материалы, использованные при написании отчета.

  • Кувалин Д. – Лоция по рекам Умба и Колвица. - 1999г. www.afanas.ru
  • Шнырин М.В. - Отчет о водном /байдарки/ туристском путешествии четвертой категории сложности по рекам Умба – Колвица. 1991г. www.veslo.ru
  • Поездник С. - Отчет о спортивном сплаве по рекам Умба – Колвица под руководством Федора Блюхера. 2002г. www.poezdnik.kiev.ua
Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz