Четверг, 02.05.2024, 01:20Главная | Регистрация | Вход

Фотоальбомы

Мы в соц сетях

Партнеры

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Б. Зеленчук - Кубань, водный поход, Май 2009г.

Отчет

О водном туристическом походе
третьей(усложненной) категории сложности
в районе Карачаево-Черкесской Республики
по маршруту:
г. Москва – г. Невинномысск – пос. Архыз – р. Псыш – р. Бол. Зеленчук.
– с. Зеленчукская – с. Хурзук – р. Уллу-Кам – р.Кубань -г. Карачаевск
– г.Невинномысск - г.Москва
совершенном с 30 апреля по 10 мая 2009 г.

Маршрутная книжка № 1\4 -303
Руководитель группы – Петухов Дмитрий Михайлович
109316 г.Москва ул. Стройковская д.2 кв 135
Тел 8(916)3376676; e-mail: msaufoxru@mail.ru

1. СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ.


1.1 Паспорт маршрута.


1. Вид туризма: водный
2. Категория сложности: III(усложненная)
3. Средства сплава: 4-местные катамараны – 2 шт;

Акваспорт «Урал П» рама дюралевая
«Стерх» рама дюралевая

4. Район путешествия:

РФ. Карачаево - Черкесская Республика

5. Нитка маршрута:

г. Москва – г. Невинномысск – пос. Архыз – р. Псыш – р.Бол. Зеленчук.
– с. Зеленчукская – с. Хурзук – р. Уллу-Кам – р.Кубань -г. Карачаевск
– г.Невинномысск - г.Москва

6. Протяженность маршрута:
пешая часть 9 км
водная часть 107 км
всего 116 км

7. Продолжительность активной части маршрута: 9 дней

8. Количество участников: 8

9. Сроки путешествия: с 30 апреля по 10 мая 2009г.

10. Уровень воды: низкий

1.2 Состав группы.

ФИО Год рождения Место работы, должность Место проживания Туристский опыт Распределение по судам Обязанности
Петухов Дмитрий Михайлович 1983 МГАУ, аспирант г.Москва, ул Стройковская д2, кв 135 Тумча(Р), Чирка-Кемь(У), Охта(Р), Уксунйоки(р), Умба(р) «Стерх» капитан Руководитель
Евдокименко Станислав Сергеевич 1988 МГАУ, студент Калужская обл., г.Медынь ул К. Либкнехта дом 125 Мста(у), Тумча(У), Уксунйоки(у), Умба(У) «Стерх» Реммастер
Назарова Марина Вячеславовна 1988 МГАУ, студент Калужская обл., г. Сосенский, ул. Космонавтов, д.11,кв.27 Мста(у), Тумча(У), Умба(У) «Стерх» Зав.хоз
Бугаев Александр Михайлович 1984 МГАУ, аспирант Калужская обл., г. Людиново, ул. Попова, д.35, кв.58 Мста(у), Тумча(У), Умба(У) «Стерх» Снаряженец
Захаров Анатолий Владиславович 1984 ООО «СтройМонтаж» Главный инженер М.О. с.Константиново дом 12 кв 10 Мста (у), Охта (у), Уксунйоки(у) «Артемон» капитан Медик
Поляков Алексей Дмитриевич 1982 ЗАО «Московские окна» Калужская обл., г. Людиново, ул. Котовского, д. 97 Мста(У), Уксунйоки(у), Умба(У) «Артемон» Летописец, хронометрист.
Ермилов Максим Николаевич 1987 МГАУ, студент п.Шаховская, ул 1 –ая Советская, дом 46кв 2 Мста(у), Тумча(У), Уксунйоки(у), Умба(У) «Артемон» Казначей
Атрас Николай Анатольевич 1983 МГИУ, зав складом. Г. Москва ул Марш. Федоренко Д.4, кор2 кв 382 Мста(у), Охта(у), Чирка - Кемь(У), Тумча(У), Уксунйоки(у), Умба(У) «Артемон» Фотограф

2. Сведения о районе путешествия.

2.1 Краткое географическое описание.

Спортивный поход проходил на территории Российской Федерации, Республика Карачаево-Черкессия, район Северного Кавказа.
Кавказ - район на юге Европейской части России, отделяющий её от Азии, располагается между Чёрным, Каспийским и Азовскими морями. Состоит из Главного Кавказского хребта и прилегающих к нему областей Северного и Южного Кавказа. Северный Кавказ включает равнинные (долина реки Кубань) и предгорные (Предкавказье) земли и целиком входит в состав России.
Карачаево-Черкесская Республика (КЧР) имеет население 427,7 тыс. чел., среди которых наиболее многочисленны: русские (210 тыс. чел.), карачаевцы (125 тыс. чел.), черкесы (40 тыс. чел.), абазины (30 тыс. чел.).
Площадь Республики 14.3 тыс.кв.км. На западе территория Республики граничит с Краснодарским краем, на севере и северо-востоке со Ставропольским краем, на востоке с Кабардино-Балкарской Республикой. На юге граница проходит по Главному Кавказскому хребту с Грузинской Республикой и Абхазией. Административный центр Черкесск (7 тыс. чел.). Другие крупные города: Усть-Джегута (31.4 тыс. чел.), Карачаевcк (14.7 тыс. чел.).
Большая часть территории республики занята горами (около 80%). Это определяет и климат: умеренно тёплый, с короткой зимой и продолжительным, достаточно увлажнённым и тёплым летом. Для климата показательна большая продолжительность солнечного сияния. В начале мая солнце восходит после 5.30 утра и заходит около 20.30. В долинах рек, особенно в ущельях, вечером и утром дует сильный ветер. Снег для мая вполне обычное явление в верховьях. Про долины рек, разделённых горными цепями, говорят, что если облако в долину село, то пока оно всё не выльется, будет идти дождь или снег.
Республика богата водными ресурсами. Здесь около 130 высокогорных озёр ледникового происхождения, множество горных водопадов. По территории республики протекает 172 малых и больших рек. Самая крупная Кубань, остальные в большинстве своём, так или иначе в неё впадают. Долина её очень красива, и сплав по Кубани появился в маршруте отчасти ради самого переезда на Кубань.
Лес представлен хвойными породами (сосна, ель, пихта), твердолиственными (дуб, бук, граб, ясень, клён, вяз и др.), мягколиственными (берёза, осина, ольха серая, ольха чёрная, тополь, ива древовидная) и кустарниками лещина, можжевельник, рододендрон). Если рассматривать эту информацию с точки зрения вопроса дров, надо сказать, что в долинах рек Кубани и Б.Зеленчуке с дровами проблем нет.

Официальный сайт КЧР: www.kchr.info

2.2 Мобильная связь на маршруте:

Нами использовалась мобильная связь МТС и Beeline

Б.Зеленчук:

есть в районе Архыза вплоть до места стапеля, по дороге до Зеленчукской то появляется, то пропадает, в Зеленчукской уверенный приём.

Кубань:

есть по всему маршруту.

2.3 Дополнительная информация по пограничникам

В конце 2006 года вышли новые приказы ФСБ России о пограничной зоне. Это приказ от 02.03.2006 №78, приказ от 6 апреля 2007г. №153, приказ от 28 сентября 2006г. №452.
Линия погранзоны сейчас значительно приблизилась непосредственно к государственной границе, и большая часть водных туристских маршрутов не попадает в зону, где необходимо наличие пропусков, но, если есть вероятность, что попасть может, то лучше заняться их оформлением. Чтобы прибывшим в форме и с оружием людям было что показать. Информацию по пропускам, погранзоне и т.п. можно найти по адресу: http://www.dombayinfo.ru

Местонахождение пограничников: г.Черкесск, ул. Доваторов 84 "Б",

тел., факс +7(8782)20-01-23, тел.20-00-78, 20-05-03; 20-18-00.

п. Архыз, +7(87878) 3-23-88, (факс) +7(87878)2-25-22.

В связи с тем, что дозвониться до погранзаставы «Архыз» оказалось не возможно (к трубке никто не подходит), было принято решение, отправить список группы в Черкесск по факсу (16 марта), с пометкой «В связи с тем, что начальной точкой нашего похода будет п. Архыз, просим Вас направить пропуска на пограничную заставу «Архыз». Со своей стороны обязуемся получить их на указанной погранзаставе 1 мая 2009 г.». 22 апреля позвонили в Черкесск уточнить передан ли на погранзаставу наш список, от пограничников получили положительный ответ с уверением, что пропуска будут нас ждать на заставе. На вопрос не будет ли проблем с получением на заставе, так как 1 мая это выходной, получили ответ, что погранзастава работает круглосуточно, вне зависимости от праздников и времени суток.

1 мая в районе 11.00 получили пропуск на заставе в течении 3 минут с пожеланием удачного сплава.

3. Вариант подъезда и отъезда.

3.1 Заброска.

До станции Невинномысск можно доехать поездами дальнего следования (назначения Нальчик, Владикавказ и др.). От станции Невинномысск на заказном транспорте до места стапеля.
Также на перроне обычно уже дежурят водители, которые предлагают свои услуги. Можно попробовать выбрать машину для поездки из представленных вариантов. При этом необходимо учитывать, что, если на Б.Зеленчук и Кубань идёт достаточно хорошая, асфальтированная дорога (до Архыза и Хурзука соответственно), то на Аксаут проедет не всякая машина. Хотя там имеется неплохая грунтовая дорога, на ней встречаются достаточно большие перепады, лужи, камни. И, хотя легковушки там и проезжают, но делают они это без груза, так что подходить к выбору машины нужно внимательно.
Также можно доехать до Черкесска в прицепных вагонах, но, если на вокзале в Невинномысске можно взять машину для заброски, то в Черкесске это будет сделать сложнее. Во-первых, в основном все едут через Невинномысск, так что там туристов и ждут, во-вторых, такой способ заработка местных сильно не интересует (большинство водителей приезжают сюда, например, из Краснодара).
Мы тоже воспользовались услугами водителя из Ростова – на – Дону.
Машина микроавтобус Газель, без багажника.
Ехал он первый раз, поэтому дороги и их качества не знал.
Завёз нас на Б.Зеленчук и после на Кубань, куда было нужно.

3.2 Переброска.

Переброску лучше осуществлять на заказном транспорте.
Вариантов с переброской несколько:

  • Наш вариант: договорились о переброске с тем, кто завозил.
    • Плюсы: практически 100% гарантия.
  • У моста на обсерваторию по ПБ есть автобаза.
    • Плюсы: вполне реально договориться.
    • Минусы: выходные и особенно праздники - это святое.
  • Голосовать на дороге.
    • Плюсы: нет беготни, стой себе и лови машину. Если даже не голосовать, водители, увидев палатки, сами подъезжают и предлагают. За день уехать вполне можно, особенно на майские праздники.
    • Минусы: пассивное ожидание давит на нервы.
  • Доехать до Зеленчукской на попутке или автобусе и там искать машину.
    • Плюсы: машину найдёте точно.
    • Минусы: пробегать можно долго. В православные праздники трезвые водители только карачаевцы.

3.3 Выброска.

  • Б.Зеленчук
    • Заказным транспортом. Возможен вариант общественного транспорта, так как движение довольно оживленное.
  • Кубань
    • Выброска из г. Карачаевск возможна рейсовым автобусом с автовокзала (сообщение с г. Невинномысск регулярное) или наёмным транспортом. Найти машину в довольно большом городе особого труда не составляет. В период майских праздников местные водители в дневное время сами предлагают свои услуги на пор. "Желоб".
  • От Невинномысска в Москву на поезде.

3.4 Аварийные выходы с маршрута

  • Б.Зеленчук,Кубань
    • Вдоль всей реки идёт хорошая асфальтовая дорога со средней интенсивностью движения. На Зеленчуке, говорят, есть и общественный транспорт - маршрутки - ходят несколько раз в день. Расстояния между населёнными пунктами незначительны. В связи с этим аварийная выброска с маршрута не представляет какой-либо трудности.

4. График движения и техническое описание маршрута.

День Дата Участок пути Протяженность,
км
Ходовое время,
ч.
Координаты по Характер пути,
способ передвижения
Особенности метеоусловий
1/2 30.04
01.05
г.Москва – г.Невинномыск - п. Архыз – г.Кара-Джаш поезд –1750,
Автомобиль -
пешком-10 км.
время движения - 3ч. 11 м.
общее - 6 ч.
N 67º48.948,
Е 033º24.752
Поезд,
автомобиль,
пешком
Переменная облачность,
Временами дождь
День +8..+10ºC
Ночь +4..+6ºС
3 02.05 Мостовая поляна – п. Архыз - пор.Пушка Сплав – 16,6 Время движения – 1ч. 53 мин. N 43º31.444,
Е 041º14.089
Сплав Переменная облачность,
Временами дождь
День +8..+10ºC
Ночь +4..+6ºС
4 03.05 Дневка Отработка прохождения порогов Общее время 2ч. N 43º35.002,
Е 041º22.693
Дневка Переменная облачность,
Временами дождь
День +8..+10ºC
Ночь +4..+6ºС
5 04.05 пор. Пушка – мост в п. Даусуз - п. Хузрук Сплав - 32 км
Автомобиль -
Время движения – 2ч. 40 мин N 43º24.616,
Е 042º10.253
Сплав
Автомобиль
Переменная облачность,
Временами дождь
День +8..+10ºC
Ночь +4..+6ºС
6 05.05 Дневка Сбор судов N 43º24.616,
Е 042º10.253
Дневка Переменная облачность,
Временами дождь
День +8..+10ºC
Ночь +4..+6ºС
7 06.05 п.Хузрук – р. Худес Сплав – 29,5 км Время движения – 3ч. 31 мин. N 43º36.730,
Е 042º06.951
Сплав Переменная облачность,
Временами дождь
День +8..+10ºC
Ночь +4..+6ºС
8 07.05 Дневка Переборка катамаранов 0ч. N 43º36.730,
E 042º06.951
Дневка Переменная облачность,
Временами дождь
День +8..+10ºC
Ночь +4..+6ºС
9 08.05 р. Худес – пос. Верхнекаменномостский Сплав - 20 км. Время движения – 1ч. 48 мин. N 43º40.685,
Е 042º56.144
Сплав Переменная облачность,
Временами дождь
День +8..+10ºC
Ночь +4..+6ºС
10 09.05 пос. Верхнекаменномостский - пос. Каменномостский – г.Невинномыск Сплав - 8 км,
Автомобиль -
Время движения – 53 мин. N 43º45.034,
Е 041º54.476
Сплав,
Автомобиль,
Поезд
Переменная облачность,
Временами дождь
День +8..+10ºC
Ночь +4..+6ºС
11 10.05 г.Невинномыск - г.Москва 1553км 23ч - Поезд Переменная облачность.

Лоция р. Большой Зеленчук.

Препятствие Ориентиры, характеристики Тактика прохождения, замечания
шивера "Архыз", 2 к.с. Начинается через 150 м после моста, ведущего на турбазу "Архыз". На правом берегу ручей-водопад, за ним бом. На правом повороте реки гряда камней от левого берега, в нашу воду почти залита. Без осмотра по основной струе.
Пор. "1 Взрывной", 3 к.с. Ориентир – хорошо заметный ручей на правом берегу, высокий и обрывистый левый берег. Заход в порог на правом повороте реки. На входе шивера, перегороженная грядой камней с проходом справа. Струя с валами и бочками. В конце обливник с бочкой. Чалка на крутой невысокий левый берег к деревьям до ручья (который на правом берегу). Осмотр слева по дороге. Заходили по основной струе с уходом к центру. Обходили обливной камень справа. Страховка ниже порога в любом удобном месте с левого берега.
Пор. "2 Взрывной", 3 к.с. Через 500 м после предыдущего порога. Следует левый поворот реки, за тем на правом повороте реки порог. Левый берег - крутая осыпь из крупных камней. Шивера в сужении реки, косые и прямые валы, На входе и в центре бочки. Беглый осмотр по левому берегу. Проходили по основной струе ближе к правому берегу тандемом с взаимной страховкой. Чалка после порога на левый берег. Страховку с берега можно выставлять за ключевым местом или ниже порога на слабом быстротоке (у крутой каменистой осыпи дороги) перед началом входной шиверы порога "Пушка". Есть стоянка.
Пор. "Пушка", 3-4 к.с. Начинается сразу за вторым Взрывным порогом. На входе острый полу обливной камень. Входная шивера с валами. Затем река сужается и уходит в мини каньон. На основной струе несколько жестких косых валов, параллельно рядом с правым берегом быстрая каменистая шивера. Осмотр по берегу затруднён, по дороге мало информативен, однако позволяет наметить генеральную линию движения. Прохождение тандемом. Камень на заходе обходили справа. Далее по основной струе, оставляя за собой возможность для манёвра вправо. За первой шиверой в каньоне возможна чалка на левом берегу.
Пор. "Пушка" (продолжение), 3 к.с. Потом метров сорок шивера, а за ней река раздваивается. Правая протока чистая, но из-за скорости течения войти туда трудно. В левой протоке участок с последовательными сливами с бочками на левом повороте. В конце у бетонной лестницы хорошая чалка. По основной струе тандемом. Есть стоянка. В 300 м. ниже также неплохое место для стоянки на л. б.
Пор. "3 Взрывной", 3 к.с. Через 400 м быстротока и мелких шивер. Ориентир - на левом берегу дорога подходит к реке. Шивера с сильным течением на правом повороте, обливными камнями и бочками за ними. На выходе несколько острых обливных камней. Следующие 400 м река течет, меняя ширину русла, перед мостом она сужается до 10 м., здесь несколько косых валов. Под мостом в центре русла обливной камень, за ним бочка. На правом берегу хорошее место для стоянки. От моста до следующего порога 100 м. Сходу по основной струе.
Пор. "4 Взрывной", 3 к.с. Через 1,5 км от предыдущего на правом крутом повороте реки. Ориентир - песчаный обрыв высотой 10 м на левом берегу на правом повороте. Ориентиром служит два больших обломка скалы у правого берега, за ними сразу порог. S-образный, самая сложная часть порога находится за вторым левым поворотом, осмотр затруднен. Но возможна чалка на правом берегу непосредственно перед этим участком. Прохождение походной колонной по основной струе без осмотра.

Чалка возможна перед островом у левого берега или у каменистой осыпи.

Далее до моста на обсерваторию препятствий нет (указатель на САО у моста чётко виден с воды). В 200 м. ниже моста на левом берегу у ЛЭП хорошее место для стоянки. Дров мало, качество воды в реке оставляет желать лучшего. Чистая вода в ручье (от колонны ЛЭП по шоссе в сторону Архыза 100 м.) Отсюда удобно переехать на Кубань.

Участок реки ниже представляет небольшой спортивный интерес (разбои, мелкие быстротоки).

Лоция р. Уллу-Кам, Кубань.

Хурзукский каскад, 3-4 к.с. Ориентир начала каскада - начало пос. Хурзук. Река сужается (ширина не более 10-12 м), петляет в мини каньоне. Чалка возможна после каждого локального усложнения. Сплав очень динамичен, требует высокой слаженности экипажа. Отличный тренировочный участок В русле обилие полу обливных камней. Валы, бочки. Порожистые участки разделены короткими быстротоками. Прохождение сходу колонной с интервалом ~15-20м.
Водозабор в пос. Учкулан Ржавые железные конструкции хорошо заметны издали. Перед водозабором островок делит струю надвое. Левая струя протискивается сквозь полузакрытые затворы. Правая струя на 50% уходит в водозабор, остальное падает 0,4 м. сливом. От водозабора до впадения справа р. Учкулан множество полу обливных камней, река сильно теряет в расходе. В месте впадения – валы. Перед островком в правую протоку. Чалка у самого водозабора на правый берег труда не представляет. В водозабор сильного подсоса нет. В сливе под бочкой арматура. Осмотр. Обнос
Шивера «Даутская», 3 к.с. Ориентир красный железный мост на шоссе Карачаевск – Учкулан. Шивера находится за мостом, слева впадает р. Даут. После шиверы быстроток, разбои. Прохождение походной колонной по основной струе.
Каньон «Аманхит», 3-4 к.с. Ориентиры каньона - ширина реки около 30 м., отвесные скалы подходят вплотную к реке с обеих сторон, заметно падение. На полке п.б. за лиственной порослью видна дорога. Порог начинается на правом повороте. Выделяется 3 ступени, разделённые быстротоками. Первая ступень (простая) - валы, за ней быстроток. Вторая ступень - входной слив, за ним большой камень по центру. Проходы справа и слева. Серия валов, по центру основной слив ступени. На выходе 3-4 мощных вала, бочки. За ними быстроток. Третья ступень - на S-образном повороте. Сливы, бочки, эффектные валы. На выходе поджимает к острому камню л. б. Затем плёс. Сходу, колонной с интервалом 10-12 м. Линия движения очевидна - по основной струе.

Чалка перед порогом и между ступенями возможна на п. б. Стоянка сразу за препятствием на л. б. до впадения левого притока перед разрушенным мостом. В 300 м. ниже разрушенного моста стоянка на п. б. у дороги. До пор. «1-ый Каменномостский» сложных препятствий нет. Быстротоки, разбои.

Пор.«1-ый Каменномостский», 3-4 к.с. Находится в посёлке. С наплыва заметить не просто. За 30 м. до порога достаточно сильное течение. Ориентиры – после не крутого зигзага прямо по курсу невысокие уплощённые сверху скальные стенки л. б. Относительно резкий взлёт п. б., на котором располагаются строения, огороды. На п. б. у самой воды выходы камня. По л. б. отмель из крупной гальки.

Порог представляет собой резкое сужение русла между низкими скалистыми берегами. За ним плёс. На входе большой камень, не очень чётко видимый с наплыва. Проходы с обеих сторон. В левом проходе слив, обливной зуб, струя прижимает к острым скалам л. б. В правом проходе слив, мощные косые бочки, сюда уходит большая часть воды.

Чалка на отмель л. б. или на п. б. за 40 м. до порога. У п. б. течение заметно сильнее.

Проходили справа от камня.

Пор. «2-ой Каменномостский» («Жёлоб»), 4 к.с. В километре ниже предыдущего. Ориентир -капитальный мост над порогом, по курсу невысокие скальные стенки л. б. Река летит между скальными стенами сквозь узкий проход. Общее падение до 6 м. Сливы, валы, бочки. За порогом река расширяется и быстротоком стекает в шиверу. Чалка на л. б. в устье ручья или на поляну п. б. Порог хорошо осмотреть при заброске. Сниматься с маршрута удобно от этого порога или спустившись ниже до устья р. Теберда.

4.2 Техническое описание

  • ПБ – правый берег
  • ЛБ – левый берег
  • Катамаран (А) – «Артемон» 4 местный, рама полужесткая, дюралевая.
  • Катамаран (В) – Qrshop «Стерх», 4 местный, рама мягкая, связанная веревкой 6мм.

1 мая 2009 г.

  • Пройдено расстояние – 9 км.
  • Время движения – 2 ч. 07 мин.
  • Время остановки – 43 минуты.
  • Скорость движения – 4,2 км/ч.
  • Погода:
    • Переменная облачность.
    • До обеда
      • дождь, пасмурно
      • температура около 14ºС.
    • После обеда
      • ясно
      • температура около 20ºС.
  • Координаты стоянки:
    • N 43º31.444
    • Е 041º14.089

В г. Невинномысск прибыли в 7ч. 21 мин., где нас ждала пассажирская газель, заказанная заранее из Москвы. Через три часа мы были уже в п. Архыз, где на погранзаставе «Архыз» забрали заказанный пропуск в погранзону. После чего отправились на место стапеля на поляну Мостовую, расположенную около Софийской долины. Завершив стапель, группа отправилась в радиальный выход на Софийский хребет. Местными жителями было украдено: 1 нож хозяйственный, один стропорез, один топор (fiskars).

Совершен радиальный выход в Софийскую долину. Высота – 2 км.

Уровень воды в реке низкий.

2 мая 2009 г.

  • Пройдено расстояние – 16,6 км.
  • Время движения – 1 ч. 53 мин.
  • Время остановки – 2ч. 42 мин.
  • Средняя скорость движения – 8,8 км/ч.
  • Максимальная скорость движения – 17,8 км/ч.
  • Общая средняя скорость движения – 3,6 км/ч.
  • Погода:
    • Ясно.
  • Координаты стоянки:
    • N 43º35.002
    • Е 041º22.693
    • Высота 1340 м.
  • Вышли в 11.00
  • Прибыли на стоянку в 16.00

Река Псыш: ширина около 5-7 м., уровень воды низкий. Вода в реке чистая, питание реки – ледниковое. На реке было 2 завала (2 сосны), обносы по левому берегу. В месте слияния рек Псыш и Архыз уровень воды возрос, вода приобрела грязно-коричневый оттенок. Вдоль реки ведется строительство дороги. Мусор и камни сваливаются в реку, поэтому пороги проходились в режиме первопроход. До п. Архыз пройдено 2 шиверы, много камней, слалом.
Река Большой Зеленчук: уровень воды низкий.
Пор. 1-й Взрывной расположен на правом повороте реки. Ориентиры - ручей на правом берегу. Ориентир "запоздалый" - увидев его, зачалиться уже сложно. На входе - перегороженная грядой камней шивера с проходом справа. Затем шивера с бочками и острыми камнями по правому берегу. В конце на струе обливник с бочкой.
По нашей воде: порог представляет собой слаломный участок с сосной по правому берегу. С левой и правой стороны от струи большие камни.
Пор. 2-й Взрывной Шивера в сужении реки, косые и прямые валы до 1.5м. На входе и в центре cильные бочки. Находится за левым поворотом реки после 1-го Взрывного порога.
Посередине большой обливник, справа от него слив в направлении центра реки, бочка. Впереди, за сливом справа торчит зуб. Проходили по сливу, заходя справа и уходя в центр, походным порядком.
В нашу воду: бочки отсутствовали порог, представлял собой шиверу. После просмотра было принято решение проходить порог по левой стороне.
Пор. Пушка начинается сразу за 2м Взрывным порогом.Сначала шивера с хаотическими валами. Затем река сужается и уходит в каньон. В каньоне на основной струе несколько косых валов высотой до 2м, параллельно рядом с правым берегом спокойная шивера, наваливающаяся на большой скорости на полуобливной зуб, с двух сторон которого образуются бочки. Потом метров сорок шивера, а за ней река раздваивается. Правая протока чистая, но из-за скорости течения войти туда трудно. В левой протоке участок с последовательными сливами с бочками на левом повороте. В конце у бетонной лестницы хорошее место, но жёсткая чалка. Осмотр по левому берегу. За первой шиверой в каньоне возможна чалка на левом берегу.

1-й Взрывной, 2-й Взрывной пройдены с предварительным просмотром и установкой страховки на ЛБ. Пушка пройдена с предварительным просмотром и со страховкой с ЛБ. Пороги не представляют серьезной опасности, ввиду отсутствия воды. После бетонной лесенки через 1 км на ЛБ есть хорошая поляна, расположенная на высоте 2 м над уровнем реки. На данной поляне был организован наш лагерь. Здесь же располагались еще 3 группы. Для приготовления еды, воду использовали из родника, расположенного у берега. Дрова располагаются на склоне, дров много.

3 мая 2009 г.

  • Температура:
    • ночь +5ºС;
    • день +10ºС.

Дневка.Отработка навыков прохождения слаломных порогов, методика чалки. Отработка проводилась от порога 1-й Взрывной до бетонной лесенки, после порога Пушка, по левой стороне. Заброска осуществлялось на попутном транспорте, в дальнейшем заброска осуществлялась вручную. Вода в реке низкая.

4 мая 2009 г.

  • Погода – ясно.
  • Вода упала.
  • Пройдено расстояние – 32 км.
  • Время движения – 2 ч. 40 мин.
  • Время остановки – 31 мин.
  • Средняя скорость движения – 12,1 км/ч.
  • Максимальная скорость движения – 19,5 км/ч.
  • Общая средняя скорость движения – 10,1 км/ч.
  • Были на воде 09.35.
  • Координаты стоянки:
    • N 43º24.616
    • Е 042º10.253
    • Высота – 1500.
  • Уровень воды низкий.

Пор. 3-й Взрывной Шивера с сильным течением на правом повороте, обливниками и бочками за ними. На выходе несколько острых обливников.
Пор. 4-й Взрывной Встречается в конце левого поворота после третьего Взрывного. Ориентир - мост после 3-го Взрывного. После разгонной шиверы струя падает между трех камней, образуя бочки. Посередине большой камень. Затем основная струя уходит вправо между обливными камнями, хаотически разбросанными в русле. В конце порога за левым поворотом на левом берегу хорошее место для чалки.
Пор. 5-й Взрывной (Косой) Ориентир - песчаный обрыв высотой около 10м на ПБ, вырастающий перед глазами на правом повороте, у ПБ галечная отмель. Порог S-образный, самая сложная часть порога находится за левым поворотом, осмотр с ЛБ, затруднён (осыпь сначала и приток ЛБ потом). Но возможна чалка на правом берегу, непосредственно перед этим участком. Участок представляет собой сильную струю с хаотически расположенными валами и обливниками с бочками. На выходе несложная шивера. Далее река делиться на много узких и мелких проток, по берегам густая растительность в виде кустов, которые нависают над рекой и представляют собой опасность до Нижней Ермоловки. На протяжении всего населенного пункта идет работа по прерыванию миандрирования русла.

Координаты места забора группы (автомобильный мост через речку Б. Зеленчук в районе Даусуз). От порога Пушка до места забора группы серьезных порогов нет, но имеется ряд иных препятствий: завалы, ведутся строительные работы, вследствие чего река переводится в искусственный канал.
Перед мостом на горке есть хорошая поляна для просушки катамаранов. Газель приехала с опозданием в 30 минут. В 13.45 отъехали по маршруту Даусуз-Зеленчукская-Карачаевск-Хурзук. Забросились в Верховье р. Кубань (Поселок Хурзук). Прибыли на место около 18.00. На территории организованной стоянки было большое количество органических удобрений, произведенных местными с/х животными.

5 мая 2009 г.

Верховье реки Уллу-Кам представляет собой сеть притоков мелких и чистых.
Стапель сбор судов. Весь день дул порывистый ветер, поднимавший пыль со склонов. Временами дождь.

В связи с плохими метеоусловиями, планируемый радиальный выход был отменен.

6 мая 2009 г.

  • Пройдено расстояние – 29,5 км.
  • Время движения – 3 ч. 31 мин.
  • Время остановки – 3ч. 20 мин.
  • Средняя скорость движения – 8,4 км/ч.
  • Общая средняя скорость движения – 4,2 км/ч.
  • Погода:
    • солнечно
    • ветер.
  • Координаты стоянки:
    • N 43º36.730
    • Е 042º06.951
  • Уровень воды ниже среднего.

Пор. Хурзукский каскад Ориентир начала каскада начало пос. Хурзук. Река сужается (ширина не более 5-7 м), петляет в миниканьоне. В русле обилие полу обливных камней. Валы, бочки. Порожистые участки разделены короткими быстротоками. Очень приличный уклон ~ 15м/км. Расширение реки до 10-12 метров, оказались строения по левому берегу - осторожно - навесной мост! Ориентир - чёткая тропинка, спускающаяся к реке с обоих берегов. Заметна за 25 м. до моста.
Возможно прохождение сходу колонной с интервалом ~10-15м. Чалка возможна после каждого локального усложнения. Сплав очень динамичен, требует высокой слаженности экипажа. Отличный тренировочный участок.
Сплав в посёлке не представляет сложности, по крайней мере, при невысоком уровне воды. Редкие перекаты, редкие камни, низкая скорость течения заканчиваются в районе третьего моста, на выходе из посёлка. Далее на прямом участке, река вновь набирает мощь. Следует правый поворот и далее непрекращающаяся шивера-порог. Отсюда расстояние до водозабора около 2км.
Водозабор в пос. Учкулан.Ржавые железные конструкции хорошо заметны издали. Перед водозабором островок делит струю надвое. Левая струя протискивается сквозь полузакрытые затворы. Правая струя на 50% уходит в водозабор, остальное падает 0,4м. сливом. От водозабора до впадения справа р. Учкулан множество полуобливных камней, река сильно теряет в расходе. В месте впадения - валы.

День рождения одного из участников коллектива.
В данный день был пройден Хузрукский каскад. В котором присутствуют инородные предметы: арматура, ведра, бытовой мусор. В каскаде было сломано 2 весла, вследствие заклинивания между камней.
Обнос водозабора в пос. Учкулан. Внимание!!!!!!!!!: по левой стороне расположена школа, из которой выбегают дети и бросают камни и бревна в туристов.
После пос. Учкулан до места стоянки серьезных препятствий нет. Шиверы и пороги проходились походным порядком. В конце дня встали на ПБ рядом с притоком Джилан-кол, перед мостом.

Сломали на одном кате заднюю поперечную балку. На втором кате передняя поперечная - вмятина, продольная левая балка – вмятина. Сломано всё на Хурзукском каскаде.

7 мая 2009г.

Дневка. Ремонт весел, переборка катамаранов.

8 мая 2009 г.

  • Пройдено расстояние – 19,6 км.
  • Время движения – 1 ч. 48 мин.
  • Время остановки – 1 ч. 49 мин.
  • Средняя скорость движения – 10,9 км/ч.
  • Максимальная скорость движения – 19,3 км/ч.
  • Общая средняя скорость движения – 5,4 км/ч.
  • Стоянка по правому берегу.
  • Координаты стоянки:
    • N 43º40.685
    • Е 042º56.144
    • Высота 960 м.

Даутская шивера. Ориентир красный (облезлый) железный мост на шоссе Карачаевск - Учкулан. Шивера находится за мостом, слева впадает р. Даут. После шиверы быстроток, разбои.
Каньон Аманхит. Ориентиры каньона - ширина реки около 30 м, отвесные скалы подходят вплотную к реке с обеих сторон, заметно падение. На полке ПБ за лиственной порослью видна дорога. Порог начинается на правом повороте. Выделяется 3 ступени, разделённые быстротоками. Первая ступень (простая) - валы, за ней быстроток. Вторая ступень - входной слив, за ним большой камень по центру. Проходы справа и слева. Серия валов, по центру основной слив ступени. На выходе 3-4 мощных вала, бочки. За ними быстроток. Третья ступень - на S-образном повороте. Сливы, бочки, эффектные валы. На выходе поджимает к острому камню ЛБ. Затем плёс.

Даутская шивера проходилась походным порядком.
Порог Аманхит проходили в походном порядке, чалка после локальных препятствий в улове.
Стоянка организована на ПБ, не доходя пос. Каменномостский.

9 мая 2009 г.

  • Пройдено расстояние – 7,6 км.
  • Время движения – 53 мин.
  • Время остановки – 1 ч. 45 мин.
  • Средняя скорость движения – 8,5 км/ч.
  • Максимальная скорость движения – 17,4 км/ч.
  • Общая средняя скорость движения – 2,4 км/ч.
  • Погода:
    • ясно.
  • Координаты стоянки:
    • N 43º45.034
    • Е 041º54.476

Пор.1й Каменномостский.Находится в посёлке. С наплыва заметить не просто. За 30м. до порога достаточно сильное течение. Ориентиры: после не крутого зигзага прямо по курсу невысокие уплощённые сверху скальные стенки ЛБ. Относительно резкий взлёт ПБ, на котором располагаются строения, огороды. На ПБ у самой воды выходы камня. По ЛБ отмель из крупной гальки.
Порог представляет собой резкое сужение русла между низкими скалистыми берегами. За ним плёс. На входе большой камень, не очень чётко видимый с наплыва. Проходы с обеих сторон. В левом проходе слив, обливной зуб, струя прижимает к острым скалам ЛБ. В правом проходе слив, мощные косые бочки, сюда уходит большая часть воды.
Порог Каменномостский проходили с предварительным просмотром и страховкой с ЛБ. После прохода группой была организованна тренировка по прохождению данного порога.
Порог Желоб не габаритный, после просмотра принято решение не проходить, в связи с высокой вероятностью поломки снаряжения, травмоопасностью группы.

Антистапель на ЛБ.
Отъезд.

5. Сведения о материальном оснащении группы

5.1. Специальное, личное и групповое снаряжение

Катамаран четырехместный Акваспорт «Артемон», 1400 л. 1 шт.
Катамаран четырехместный QRSHOP «Стерх», 2000 л. 1 шт.
Весла канойные 8+4 шт.
Спас. жилеты 8 шт.
Каски 8 шт.
Гидрокостюмы 8 шт.
Насосы 2 шт.
Общественные тенты самодельные 1 шт.
Палатка 4-х местная 2 шт.
Пила 1 шт.
Топор финский "Fiskars" (в начале похода 1 был украден) 2 шт.
Костровой набор 1 компл.
Канны 1 компл.
Карабины 7 шт.
Основная веревка 40 м.
"Морковка" 3 шт.
Гермомешки 30 шт.
Радиостанции «Midland 500» 2 шт.
Gps Garmin 60 Cx 1 шт.
Рем. набор 1 шт.
Медицинская аптека 1 шт

6. Итоги похода, выводы, рекомендации.

Маршрут был пройден полностью. Уровень воды низкий. Температура для данного времени года оказалась на 5-8 гр. ниже нормы.
Маршрут интересен своей насыщенностью.
Полностью пройден запланированный интересный тренировочный маршрут. За период похода не произошло ни одного оверкиля.
Как и предполагалось перед началом путешествия изюминкой стало прохождение технически не простого участка р. Уллу-Кам походной колонной. Долина Кубани не вызывает эстетического удовольствия от созерцания урбанистических пейзаже

Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz